Два праведника — дядя и племянник. Часть 2. Жизнь праведника в обществе нечестивцев


Гвидо Рени, «Лот с дочерями бежит из Содома»
Гвидо Рени, «Лот с дочерями бежит из Содома»
Источник: Лондонская национальная галерея

Не бывает так, чтобы все окружающие были твоими единомышленниками и разделяли общие ценности. Что делать, если не поддерживаешь порядки, принятые у большинства? Наш автор Стефан Парахин разобрал эту ситуацию на примере Лота — бывшего праведника с незавидной судьбой.

Тяготится ли праведник пребыванием среди беззаконных? Да, для праведника это бремя. Апостол Петр, свидетельствуя праведность Лота, так описывает его пребывание в Содоме: «Живя между людьми неистово развратными, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Пет. 2:7-8). Так апостол Петр оставляет нам с одной стороны предостережение, а с другой — полезный совет.

Предостережение заключается в том, что если мы не страдаем, видя беззакония мира — это плохой признак. Он свидетельствует, что мы уклонились от праведного пути. Совет апостола можно объяснить так: живя среди беззаконников, не осуждайте их, а молитесь за них, сокрушайтесь, плачьте, и милость Божья будет с вами.

Однако важно задать еще один вопрос: повлияло ли пребывание в Содоме и Гоморе на Лота? И вникая в текст Писания, мы находим положительный ответ. Мы знаем, что когда Авраам повиновался призыву Господа пойти в обетованную землю, он взял с собой и Лота, своего племянника. Вероятно, Лота увлекли обетования, которые Господь дал Аврааму, и он решил рискнуть. С одной стороны, едва ли Авраам мог взять Лота с собой против его воли, а с другой стороны, Лоту было что терять: привычную, более-менее удобную жизнь на родных землях.

И вот они пошли. Вскоре Господь обильно благословил Авраама и вместе с ним и Лота. На месте, где они жили, уже не хватало необходимых ресурсов для содержания скота. Когда Авраам предложил Лоту разделиться, последний согласился и, выбрав себе земли поизобильнее, отправился в Содом и Гомору. Вскоре на эти города напали и взяли Лота в плен. Авраам, услышав об этом, пошел войной на неприятелей и освободил племянника. Однако что-то не позволило Лоту вернуться под покров своего дяди. Проживая дальше в нечестивых городах и день ото дня мучаясь, видя нечестие окружающих, однажды Лот встретил двух странников и упросил их остаться на ночь. Хотя Лот и оказал гостеприимство, однако сильно уступил в этом своему дяде в аналогичной ситуации. Если Лот только встал (очевидно, дожидаясь пока странники подойдут), то Авраам в своем преклонном возрасте побежал навстречу странникам. Если Лот пригласил их умыть свои ноги, то Авраам то ли сам умыл ноги странникам, то ли озаботился, чтобы слуги это сделали. И конечно, Авраам предложил странникам более щедрое угощение (сравн. Быт 18:2-8 и 19:2-3).

Ночью жители Содома пришли к дому Лота и стали требовать отдать странников, чтобы изнасиловать их. Взамен Лот предложил им своих дочерей. Этот поступок довольно неоднозначно характеризует его. С одной стороны, можно смотреть на это как на высший подвиг — он был готов расплатиться честью своих дочерей, лишь бы сохранить честь странников, которых взял под свой кров. С другой стороны, разве так поступает отец со своими детьми?

Франс Ментон, «Лот увещевает толпу содомлян». Гравюра
Источник: Wikimedia Commons

Из дальнейшей истории мы узнаем, что странниками оказались ангелы, посланные Богом, чтобы погубить нечестивые города. И они призывают Лота немедленно бежать из города. Лот медлил, ведь было, что покидать: нажитое богатство, родные земли… Примечательно, что Авраам не медлил, даже когда Господь попросил принести в жертву самое драгоценное — единственного сына. Мы также узнаем, что у Лота были зятья. И судя по их поведению (посчитали, что Лот шутит о разрушении городов), они были родом из Содомы и Гоморы. Это значит, что Лот взял дочерям таких мужей, которых другой и в качестве слуг не взял бы. Он медлил так сильно, что ангелы насильно взяли его с женой и двумя дочерями и вывели из города. Как сообщает Писание, это произошло по милости Господа (Быт. 19:16).

Жена Лота погибла при бегстве, превратившись в соляной столп, а сам он поселился с двумя дочерями в пещере. Дочери споили отца, чтобы забеременеть от него. Писание отмечает, что Лот не знал, когда дочери ложились с ним и когда вставали (Быт. 19:33-35). Это значит, что он позволял дочерям споить себя до потери сознания. В результате этих деяний возникли два народа: моавитяне и амонитяне. Народы, который спустя века будут враждовать с богоизбранным народом — потомками Авраама.

На этом история Лота заканчивается. Последние события из его жизни показывают этого праведника явно не в положительном ключе. Конечно, мы не можем с полной уверенностью сказать, что так сильно повлияло на Лота. Но вполне вероятно, что пребывание в Содоме и Гоморе сказались на нем. Спустя века апостол Павел напишет предостережение христианам: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Возможно, именно это и произошло с Лотом. Трагичность этой истории служит выразительным предостережением: если и нравы праведника развращаются худыми сообществами, то кто может им противостоять?

Пребывание в дурных сообществах невозможно оправдать. Лот пошел на этот компромисс, очевидно, обольстившись изобилием земли. Но в итоге потерял все, и что имел изначально, и что накопил в течении жизни на этих изобильных землях. Будем же искать праведников и дружбы с ними, даже если это будет доставлять нам неудобства. Ведь и порочный круг общения толкает нас на компромиссы. Мотивация проста — это сулит определенные выгоды: связи, деньги, влияние. Может, именно по этой причине апостол Павел предупреждает афоризм «худые сообщества развращают добрые нравы» словами «не обманывайтесь». Выбор порочного круга общения – это действительно обольщение. Человек тратит усилия, а в конечном итоге теряет все. Так не лучше ли тратить эти усилия на то, что в конечном итоге принесет пользу?

Слушайте Ветхий Завет вместе с единомышленниками.