Как Аарон защитил людей от ангела смерти?


В книге Чисел описаны неоднократные мятежи еврейского народа против Моисея и Аарона. Восстание Корея, Дафана и Авирона закончилось тем, что «разверзла земля уста свои, и поглотила их, и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» (Числ. 16:32-33).  

 

Новый мятеж

Но даже такой очевидный и суровый урок люди так и не усвоили: «На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень» (Числ. 16:41). Дальше мы читаем следующее:

И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня. И пришли Моисей и Аарон к скинии собрания. И сказал Господь Моисею, говоря: отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои. И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу, и положи в нее огня с жертвенника, и всыпь курения, и неси скорее к обществу, и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось» (Числ. 16:42-48).

 

Спасительный дым

Разберем эту историю подробнее. Сначала Господь призывает Моисея и Аарона отойти в сторону, чтобы мгновенно погубить народ. Они этого не делают, а падают ниц — но люди в лагере все равно начинают гибнуть. Моисей осознал, что их с Аароном ходатайство не остановило Божиего решения покарать евреев, и находит новый способ умилостивить Бога. Он просит Аарона взять кадило и создать облака дыма, чтобы сделать Божие присутствие безопасным для грешных людей.

Как мы разбирали в предыдущей статье, Бог решил использовать дым, как символ того, что делает Его присутствие для человека выносимым. Несмотря на оперативные действия Моисея и Аарона, «умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву» (Числ. 16:49).

Ранее, когда Корей со своими сообщниками претендовал на священство вместо Аарона, «вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (Числ. 16:35). Сейчас же Господь подтвердил то, что Аарон действительно является первосвященником согласно Его воле: ведь своим каждением он не только спасается сам, но и защищает других от смерти.

Приглашаем вас каждый вечер вместе слушать Священное Писание.

Кто убивал людей

Об этих событиях упоминает в одном из своих посланий апостол Павел: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1 Кор. 10:10). Кто такой «истребитель» (ὀλοθρευτής), о котором пишет апостол? По всей видимости, речь идет о какой-то духовной личности с губительной силой. В некоторых переводах мы встречаем следующие варианты: Ангел Смерти, уничтожитель, Ангел-Губитель. Как апостол Павел пришел к такому выводу?

Господь так описал Моисею последнюю казнь над Египтом: «В полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота» (Исх. 11:4-5). Однако, когда Моисей рассказывает евреям, как совершать Пасху и упоминает о последней казни над Египтом, то он говорит следующие слова: «И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения» (Исх. 12:23). Из данного текста мы понимаем, что египетских первенцев поразил некий губитель. Примечательно, что в греческом переводе «губитель» обозначается почти тем самым термином, который использует апостол Павел — ὀλεθρεύοντα (ап. Павел использует существительное, а в греческом тексте Ветхого Завета стоит причастие от глагола «губить»). Таким образом мы понимаем, что Господь предал смерти египетских первенцев посредством некоторой духовной личности — губителя, ангела смерти. Вполне вероятно, что апостол Павел пишет именно о нем.

 

Итог

Выше мы писали, что Аарон посредством каждения остановил распространение смертоносных последствий Божиего присутствия. Но как следует из слов апостола Павла, Аарон остановил таким образом ангела смерти. Учитывая это, в следующий раз мы разберемся в символике каждения.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.