Христианин и Закон Божий. Часть вторая: отменен или исполнен?


Святой Пророк Моисей Боговидец, фрагмент иконы Похвала Пресвятой Богородицы с Акафистом
Святой Пророк Моисей Боговидец, фрагмент иконы Похвала Пресвятой Богородицы с Акафистом
Источник: Демид / Fotoload

В предыдущей статье, анализируя отношение христианина к Божиему (Моисееву) Закону, мы отметили, что в святоотеческом наследии есть два варианта отношения к данному вопросу:

  1. Закон актуален, однако в духовном смысле. Так сказать, нужно исполнять не букву закона, а дух.
  2. Закон для христиан отмененен.

 Ниже рассмотрим оба варианта.

 

Закон актуален, но не буквально

Подтверждение правильности такой позиции мы встречаем уже на страницах Нового Завета. В Первом послании к Коринфянам святой Павел пишет:

«В Моисеевом законе написано: "Не мешай волу есть то, что молотит он". О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое» (1 Кор. 9:9–10).

Мы видим, что апостол извлекает определенный принцип из Закона: тот, кто трудится, не должен лишаться награды.

В качестве святоотеческого примера приведем толкование блаженного Августина по поводу заповеди Божией о соблюдении субботы:

«Так иудеям было заповедано соблюдение субботы телесным образом, как и прочее, в значимых таинствах. Было предписано некое освобождение: то, что означает это освобождение, — делай. Духовное же освобождение — это мир сердца, а мир сердца происходит от ясности благого знания. Значит, тот действительно соблюдает субботу, кто не грешит» (Блж. Августин. Проповеди).

Такой принцип отношения к Закону лежит в основе многих православных обрядов. Освящение воды, кропление святой водой, освящение вещей и жилища — во многом обоснование этим обрядам можно найти в Законе.

 

Закон отменен

Наконец отметим позицию, согласно которой исполнение Закона не актуально для христианина. Приведем некоторые выдержки из творений святителя Иоанна Златоуста: 

«Таким образом, немалая польза была и от закона. Но до каких пор? „До времени пришествия семени, к которому относится обетование“, — говорит апостол, разумея Христа. Итак, если закон дан только до пришествия Христова, то для чего ты продолжаешь его далее и за пределы назначенного срока?» (На 3-ю главу послания к Галатам. Гал. 3:19)

«"Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем" (Рим. 3:31). Самым словом — „утверждаем“ он показал, что закон уже не стоит, но разорен… Но какое было дело закона, и для чего он заставлял все совершать? Для того, чтобы сделать человека праведным. Но он (имеется в виду Закон — прим. автора) оказался бессилен в этом: „вси бо, — говорит, — согрешиша“ (Рим.3:23), а вера, явившись, успела в этом, так как всякий, кто уверовал, вместе с тем и оправдался. Итак, вера утвердила волю закона и привела к концу то, для чего он все делал. Значит, она не упразднила, а усовершила закон (Беседы на послание к Римлянам. Беседа 7. Рим. 3:31)». 

«"Упразднив ...закон заповедей, — говорит, — учением". О, человеколюбие! Он дал нам закон, чтобы мы сохранили его; потом, когда мы не сохранили его и за это должны были быть наказаны, Он и закон упразднил. Как если бы кто, вверив своего ребенка воспитателю и потом заметив, что он не слушается, освободил и увел его от воспитателя. О, какое великое человеколюбие!» (Беседы на послание к Ефесянам. Беседа 5. Еф. 2:15)

«Что значит: „отменение“? Отмена, отвержение. А чего именно, он (имеется в виду автор послания к Евреям — прим. автора) объясняет, продолжая: „прежде бывшей заповеди“. Так он называет закон, потому что он уже отменен за свою немощь; он прежде был, но прошел и устарел по своей немощи. „Отменение“ есть отмена того, что имело силу. Отсюда и видно, что он имел силу, но оставлен, потому что был совсем безуспешен (Беседы на послание к Евреям. Беседа 13. Евр. 7:18)1Среди большого наследия святых отцов был выбран именно святитель Иоанн ввиду его авторитетности. Чтобы убедиться, что взгляды святителя Иоанна находятся в согласии с другими святыми отцами, достаточно посмотреть иные святоотеческие толкования обозначенных выше стихов..

Смотрите также: Заповеди Ветхого Завета. 10 фактов митрополита Илариона.

 

Закон исполнен и восполнен

Как это согласовать со сказанным Иисусом Христом: «Я пришел не нарушить закон и пророки, но исполнить»? (Мф. 5:17) Тот же Иоанн Златоуст не видел проблемы в согласовании этих слов Спасителя с тем, что с пришествием Иисуса Христа Закон упразднен. Святой Иоанн пишет: 

«Иисус Христос исполнил закон не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чем не преступил его… Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине, достойно удивления, что Он не только сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел, говоря, что кончина закона Христос в правду всякому верующему (Рим. 10:4)… Третий образ исполнения закона состоял в учреждении того закона, который Христос имел дать» (Беседы на Евангелии от Матфея. Беседа 16).

Почему Христос «учредил Свой Закон»? Разве Закон Божий был в чем недостаточен, плох? Мы знаем, что все дела Божии «весьма хороши» (Быт. 1:31). Почему же тогда Закон упразднен? Ответ можно найти в том, что Иисус Христос пришел исполнить Закон. Что значит «исполнить»? Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: 

«Более точный перевод этого термина, не столько „исполнить“, сколько „восполнит“»: Иисус воспринимает закон Моисеев как базис, на котором Он будет строить Свою нравственность, как отправной пункт для Его собственного учения, призванного обновить и расширить ветхозаветные установления» (Иисус Христос. Жизнь и учение. Нагорная проповедь. Книга 2). 

Таким образом, можно сказать, что Иисус Христос «Своим Законом» на самом деле раскрывает подлинный смысл Закона Моисеева. Он упраздняет неправильное понимание и отношение к Закону и восполняет то, что было утрачено людьми, когда они изучали Закон и приходили к неправильным выводам. 

В качестве наглядного примера, как Иисус Христос восполняет Закон, можно привести заповедь о чистых и нечистых животных (Лев. 11:1-31; Втор. 14:1-21). В Законе однозначно написано, что ряд животных нельзя употреблять в пищу, потому что они являются нечистыми. Нам трудно согласовать эту заповедь с тем, что сказал Иисус Христос: «Все то, что входит извне в человека, не может сделать его нечистым, потому что идет не в сердце, а в желудок, а оттуда выбрасывается в отхожее место? (Мк. 7:18-19).

Однако для святителя Иоанна Златоуста такой проблемы не было. Суть заповеди относительно ограничения вкушения животных святитель объяснял чревоугодием израильтян. Иными словами, цель этой заповеди — обуздать чревоугодие. Такое отношение может показаться «притянутым за уши», но если обратить внимание на то, что в Священном Писании богоизбранный народ часто обличается за чревоугодие, и что именно эта страсть была причиной непослушания Богу (Исх. 16:3; Числ. 11:5-6; Втор. 31:20; 32:15; 1 Цар. 2:29; Пс. 77:20-21 и др.), вывод святителя Иоанна выглядит убедительным. Значит, если мы пренебрегаем разграничением в пище, однако предаемся чревоугодию, то мы нарушаем Божию заповедь.

 

Итог

Мы видим, что два святоотеческих подхода к Закону (Закон отменен и Закон нужно исполнять не буквально) сходятся воедино.