Христианин и Закон Божий. Часть первая: следовать или нет?


Святой Пророк Моисей получает от Бога Скрижали Завета. Фреска церкви Святых Апостолов (Двенадцати Апостолов) в Салониках, Греция
Святой Пророк Моисей получает от Бога Скрижали Завета. Фреска церкви Святых Апостолов (Двенадцати Апостолов) в Салониках, Греция
Источник: Демид / Fotoload

Актуален ли для христианина Закон, который мы читаем на страницах Священного Писания Ветхого Завета? Этот вопрос не из легких. С одной стороны, в Евангелии мы читаем слова Иисуса Христа:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17-19).

С другой стороны, в посланиях апостола Павла мы читаем следующие слова:

«С переменою священства необходимо быть перемене и закона… закон ничего не довел до совершенства; поэтому вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:12, 19);

«Иисус – наш мир, Он, соединивший евреев и язычников в один народ; Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла нас; отменивший Закон с его уставами и правилами, чтобы, установив мир, создать в единении с собой из двух человек одного нового (Еф. 2:14);

«Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3:24-25).

 

Следовать или нет?

Как объяснить эти «противоречия»? Есть три предположения:

  1. Обязательность исполнения Закона для христиан действительно отменена.
  2. Закон актуален, однако в духовном смысле. Так сказать, нужно исполнять не букву закона, а дух.
  3. Закон по-прежнему актуален, даже в буквальном следовании ему, просто большая часть его постановлений уже не имеет силы (жертвоприношения, заповеди, которые связанны с вступлением в обетованную землю, возможно, некоторые добавят сюда заповеди о ритуальной чистоте).

Примечательно, что святые отцы единогласны в данном вопросе. Мы можем найти подтверждение только первым двум предположениям. Иными словами, в святоотеческом наследии мы не находим подтверждения тому, что христианину необходимо ориентироваться на буквальное следование Закону. В этой статье разберем предположение об актуальности закона, подтверждения которому, повторюсь, мы едва ли сможем найти в святоотеческом наследии.

 

Заповедь о субботе

В православной традиции можно встретить предположения, что мы тоже соблюдаем субботу. Есть мнения, что соблюдение субботы сейчас перенесено на воскресенье, а также что следование этой заповеди запечатлено в несколько более торжественном субботнем богослужении (напр. пение догматика). Подтверждения этому в творениях святых отцов нет — они единогласны в том, что субботу не нужно соблюдать. Здесь ограничимся лишь словами свт. Кирилла Иерусалимского. Обращаясь к людям, готовящимся принять таинство Крещения, святитель говорил: «Оставь всякое наблюдение суббот» (4-е Огласительное слово).

 

Заповедь о нечистых животных

Следующая спорная заповедь — о том, каких животных можно есть, а каких нельзя (Лев. 11:1-31; Втор. 14:1-21). По-прежнему, если человек предполагает, что Закон актуален, но при этом считает, что этой заповедью можно пренебречь, ему необходимо доказать, почему ею можно пренебречь. Контекст этих заповедей никак не указывает на возможность того, что их следует исполнять в духовном смысле, или на то, что они имеют временное значение, или еще что-то в таком роде. Общеобязательность их особо хорошо видна во Второзаконии: 

«Вы сыны Господа, Бога вашего…ты народ святой у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть…» (14:1-4)

Едва ли христианин будет отрицать, что повеления, заповеданные сынам Господа, народу святому, избранному Богом, относится и к нему. Следовательно, если мы выходим из предположения, что Закон обязателен для христианина, то попытки объяснить, почему мы можем есть любых животных, едва ли могут быть убедительными (главным образом это касается свинины, которую, согласно Закону, употреблять нельзя).

 

Другие заповеди

Есть и другие заповеди Закона, необходимость исполнения которых христианин, скорее всего, будет подвергать сомнению. Например, заповедь о ритуальной нечистоте (вряд ли мы встретим человека, который соблюдал бы предписания Закона относительно того, в каких случаях мы становимся нечистыми и как необходимо очищаться (Лев. 11–17 гл.; Чис. 19:31; Втор. 23:10–14, 24:8, 26:14)); заповедь о том, что нельзя засевать поля двумя родами семян; одеваться в одежду из разнородных нитей (Лев. 19:19). Заповедь о десятине, наверное, вызовет меньше возражений, но тех, кто ее соблюдает, вероятно, не много (Лев.27:30-32 и др.).

В дальнейших же статьях мы постараемся обосновать и более подробно разобрать, почему следование Закону не актуально для христианина.