Христос говорил о разрушении Иерусалима. Что это значит для нас?


Дэвид Робертс, Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита
Дэвид Робертс, Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита
Источник: Wikimedia Commons

Практические последствия соотнесения речи Иисуса Христа на Масличной горе (Мф. 24:3-35) к событиям разрушения Иерусалима

Ряд предыдущих публикаций был посвящен анализу речи Иисуса Христа на Масличной горе, в которых автор демонстрировал, что значительная часть этого эсхатологического дискурса относится к событиям разрушения Иерусалима (Мф. 24:3-35). Имеют ли такие выводы практическое значение? Однозначно да. 

 

«Бодрствовать на всякое время и молиться»

Предположение, что Мф. 24:3-35 относится к событиям разрушения Иерусалима, а не Второго пришествия, помогает больше сконцентрироваться на прямом повелении Иисуса Христа: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42). Сколько дат конца света было названо, когда человек, видя те или иные события и соотнося их с пророчествами, данными Спасителем в речи на Масличной горе, считал эти события предвестниками Второго Пришествия? Поэтому нам действительно важно вернуться к повелению Иисуса Христа: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13:33). Иисус Христос мог заповедать внимательно наблюдать за исполнением Его пророчества, чтобы быть готовым ко дню Его пришествия. Но Он сказал, что нам нужно «бодрствовать на всякое время и молиться» (Лк. 21:36). Поэтому первый важный вывод будет таким: стоит прекратить наблюдать за происходящими бедствиями и на основании этого говорить о приближении дня Второго пришествия. Необходимо жить с осознанием того, что Иисус Христос действительно может вернуться в любое время, даже сегодня.

 

Правильная мотивация для проповеди

Приведем еще один практический вывод, который вытекает из соотнесения Мф. 24:3-35 с событиями разрушения Иерусалима. В этой части речи Иисус Христос предсказал, что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной» (Мф. 24:14). Предполагая, что это пророчество относится ко Второму пришествию, многие люди начинали миссионерскую деятельность с целью ускорить время Второго пришествия. Однако, во-первых, Иисус Христос нигде не заповедовал пытаться ускорить время Его Второго пришествия; во-вторых, Спаситель указал совсем другую причину, которая должна нас мотивировать проповедовать Евангелие по всему миру: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы» (Мф. 28:18-19). И конечно же, нам крайне важно, чтобы за нашими поступками стояли правильные мотивы. В данном случае, соотношение этого стиха к событиям разрушения Иерусалима способствует правильному отношению к тому, чему учил Иисус Христос.

 

Справедливый суд

Следующий практический вывод можно свести к следующему: Господь строго взыскивает за неверность. Описание бедствий в речи Иисуса Христа на Масличной горе действительно поражает (не зря же их так часто ассоциируют с событиями Второго пришествия). И важно учитывать, что если они относятся к разрушению Иерусалима, то они имеют причинно-следственную связь: богоизбранный народ нарушил условия Завета и не принял Обетованного Мессию, поэтому их постиг Божий суд. Таким образом, с одной стороны, это предупреждение каждому из нас: если мы будем жить, нарушая заповеди Божии (условия Завета), нас ждет суд Божий. И даже наша самая правильная вера нам никак не поможет (во времена Иисуса Христа еврейский народ был единственным хранителем правильной веры, однако это не изменило сурового Божиего суда). С другой стороны, это повод к прославлению Бога за Его справедливые суды. Мы и трепещем перед строгостью Божиего суда, но в то же время воздаем Ему славу, зная, что Его приговор справедлив.

 

Пророчество

Наконец отметим, что, соотнося Мф. 24:3-35 с событиями разрушения Иерусалима, мы видим, что Иисус Христос продолжает традицию Божиих пророков. Он предвещает бедствие, однако у людей остается возможность покаяться и отвратить эти бедствия. Как нам известно, прошло больше тридцати лет, прежде чем Господь привел в исполнение этот приговор. Он оставил возможность покаяться. В это время апостолы возвещали Евангелие и призывали к покаянию. И только ожесточение еврейского народа привело к тому, что приговор не был отменен. Если же эти бедствия относить к событиям Второго пришествия, то они становятся некоторой неизбежностью.

 

Итог

Подводя итоги, можно сказать, что соотнесение Мф. 24:3-35 с событиями разрушения Иерусалима имеет ряд полезных практических выводов. С другой стороны, как показывает история, соотнесение Мф. 24:3-35 с событиями Второго пришествия имеет негативные последствия, порой катастрофические. Люди прекращали привычный ритм жизни, поскольку видели в тех или иных бедствиях предвестников Второго пришествия, и потом были вынуждены начинать свою жизнь сначала, пережив жесткое разочарование.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.