Космические катастрофы — признаки Второго пришествия?


Источник: Taylor Smith / Unsplash

В предыдущих статьях мы рассматривали содержание речи Иисуса Христа на Масличной горе. Продолжим анализ дальнейших стихов.

«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24:29).

 

Контекст 

У большинства эти образы ассоциируются почти исключительно с временами конца мира, Второго пришествия Иисуса Христа. Однако такое толкование встречает ряд значительных препятствий. Главным образом они связанны с игнорированием контекста, в котором эти слова записаны в Евангелии. Эти слова взяты из речи Иисуса Христа на Масличной горе, и, как мы уже отмечали, в этой речи (по крайней мере до настоящего стиха) Спаситель предсказывал события, предшествующие разрушению Иерусалима. Евангельский текст не дает нам конкретных указаний на то, что в этих стихах тема пророчеств меняется. 

 

Указание на время 

Есть и еще одна причина усомниться в связи этих слов со Вторым пришествием. Слово «εὐθέως» (в Синодальном переводе «вдруг») встречается в Евангелии от Матфея тринадцать раз1 4:20, 22; 8:3; 13:5; 14:22, 27, 31; 20:34; 21:2, 3; 24:29; 25:15; 26:49; 26:74; 27:48. В Синодальном переводе в подавляющем большинстве случаев оно переведено как «тотчас». Исключение составляют: Мф. 13:5 – «скоро»; Мф. 24:29, 26:74 – «вдруг». и всегда означает нечто, происходящее очень скоро после предшествующего события. Учитывая, что перед этим Иисус говорит о событиях, предшествующих разрушению Иерусалима, очевидно, что Второе пришествие не последовало εὐθέως (тотчас) после них.

 

Метафорический язык 

О чем же тогда говорится в данном стихе? 

Вряд ли его нужно понимать буквально — очевидно, здесь Иисус Христос использовал метафорический язык. Этот метафорический язык космических катастроф мы находим уже на страницах Ветхого Завета. 

Например, пророк Исаия описывает нашествие мидян на Вавилон следующим образом: 

«Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим» (Ис. 13:9-10). 

Падение Едома и других народов тот же пророк описывает так: «И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист— со смоковницы» (Ис. 34:3–5). Пророк Иеремия в подобных терминах описывал опустошение Иерусалима: «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, — на небеса, и нет на них света. Смотрю на горы, и вот, они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись… Восплачет о сем земля, и небеса помрачатся вверху, потому что Я сказал, Я определил, и не раскаюсь в том, и не отступлю от того» (Ир. 4:23-28). Пророк Иезекииль так описывал падение фараона: «И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог» (Из. 32:7-8). Пророк Амос таким метафорическим языком описывал суд над Иерусалимом (Ас. 8:9). Пророк Иоиль схожим образом описывал нашествие врагов на Иерусалим (Ил. 2:10), а также суд над врагами Израиля (Ил. 3:15).

Слушайте пророческие книги каждый вечер Великого поста вместе с другими читателями портала «Иисус».

Мы видим, что в традиции Священного Писания пророки, используя образ космических катастроф, описывали суд Господень над народами. Вполне логично предположить, что Иисуса Христос использовал этот язык в таком же контексте, а не в контексте наших современных представлений. 

 

«Знамение Сына Человеческого» 

А как же быть со следующим стихом: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земли и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30)?

Прежде чем утверждать, что это описание относится к Второму пришествию, проанализируем вопрос: что могли подумать ученики Иисуса Христа, когда они услышали такие слова? Ведь эти слова были обращены именно к ним. И, как мы уже говорили, на то время апостолы еще не могли принять, что Иисусу Христу надлежит пострадать и воскреснуть, не говоря уж о Втором пришествии. 

«Явится знамение Сына Человеческого на небе». Не вдаваясь в обсуждение существующих гипотез2Предположение, что речь идет о кресте, как минимум игнорирует исторический контекст, в котором это было сказано. Никто из слушателей Иисуса и не подозревал, что крест будет Его знамением., изложим суть гипотезы, которая предоставляется наиболее убедительной. Апостол Петр на Пятидесятницу, цитируя пророчество Иоиля о сошествии Святого Духа, упомянул и следующие слова: 

«И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма» (Деян. 2:19). 

Иоанн Златоуст отмечает, что «этими словами апостол намекает и на будущий суд, и на разрушение Иерусалима» (беседы на книгу Деяний). Как разрушение Иерусалима связанно с чудесами на небе вверху? Во время осады Иерусалима действительно были небесные знамения, как о том повествует Иосиф Флавий. Описывая евреев-современников разрушения Иерусалима, он пишет: «Точно глухие и без глаз, и без ума, они прозевали явный глас неба, неоднократно их предостерегавший. Вот какие были знамения. Над городом появилась звезда, имевшая вид меча, и в течение целого года стояла комета… То, что я хочу рассказать, могут принять за нелепость, если бы не было тому очевидцев и если бы сбывшееся несчастье не соответствовало этому знамению. Перед закатом солнца над всей страной видели мчавшиеся в облаках колесницы и вооруженные отряды, окружающие города» (Иудейская война, 6,5,3).

Таким образом мы действительно имеем свидетельство, что перед разрушением Иерусалима были знамения в небе. Но можем ли мы говорить, что это было знамение Сына Человеческого? Да. С одной стороны, эти знамения указывали на оправдание Сына Человеческого. С другой стороны, они указывали на Божий суд над Его распинателями.

В Священном Писании облако дыма, поднимающееся со сцены Божественного суда, часто служит доказательством этого суда (Быт 19:28; Нв. 8:20; Суд. 20:40; Ис.  34:10; Откр. 14:11; 18:9). Вполне вероятно, что и дым поднимавшейся от разрушения Иерусалима, также был знамением того, что Сын Человеческий совершил Свой суд над ним.

Что касается плача племен земли, то первостепенно отметим, что γῆς (в переводе «земли») может выражать несколько различных концепций: земля (в смысле вся наша планета), суша, конкретная территория, нация и др. Евангелист Матфей использует γῆς для обозначения Израиля. Например: «И ты, Вифлеем, земля (γῆς) Иуды…» (Мф 2:6); «…возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву…» (2:20. Сравн. 2:21). Также важно учитывать, что единственный другой раз, когда апостол Матфей использует φυλή (в переводе «племена) — это Мф. 19:28. Там этот термин однозначно относится к коленам Израилевым. Поэтому вполне вероятно, что и в данном случае (Мф. 24:30) под «всеми племенами земли» имеются в виду все колена Израилевы.

Эти выводы подтверждаются и тем, что в данном случае Иисус Христос если не цитирует, то, по крайней мере, проводит аллюзию на книгу пророка Захарии: 

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10). 

И в ближайшем контексте данной цитаты используются термины как «земля» (γῆς), так и «племя» (φυλή), при этом исключительно по отношению к Израилю (Зах. 12:12).

κόπτω (в переводе «восплачутся») может означать плач либо как свидетельство покаяния, либо как свидетельство стенания. В данном случае (Мф. 24:30) речь идет, скорее всего, о последнем варианте. В пользу этого можно привести несколько наблюдений.

Во-первых, в первой части речи Иисус предвозвещает огромные бедствия (например, Мф. 24:6–9), предвозвещает, что будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет (Мф 24:21). Естественно, пережив такие бедствия, евреи оплакивали свою участь.

Во-вторых, становясь свидетелями запустения святого места (Мф. 24:15), евреи горько оплакивали то, что происходит с их любимой землей. Таким образом, здесь Спаситель предсказывает ту скорбь, которая постигнет еврейские племена в Израиле; они перенесут тяжесть Божиего гнева и суда за свое отвержение Христа. После всех этих ужасов они горько оплакивали потерю своей земли, национальности, домов, друзей и Храма.

 

Итог

Если учитывать особенности метафорического языка, который использовал Иисус, а также особенности историко-культурного анализа, то не возникает никаких проблем с соотнесением этих стихов с разрушением Иерусалима.