Мятеж Корея, Дафана и Авирона. Часть 1: как Моисей показал себя лидером


Святой Пророк Моисей получает от Бога скрижали Завета. Фреска церкви Святых Апостолов (Двенадцати Апостолов) в Салониках, Греция. 1312–1315 гг
Святой Пророк Моисей получает от Бога скрижали Завета. Фреска церкви Святых Апостолов (Двенадцати Апостолов) в Салониках, Греция. 1312–1315 гг
Источник: Демид / Fotoload

В этой серии статей рассмотрим некоторые особенности мятежа Корея, Дафана и Авирона (Числ. 16 гл.).

 

Кем были мятежники

Корей был потомком Каафа, сына Левия. Помимо того, что он принадлежал к самому привилегированному племени среди левитов (за исключением, конечно же Аарона и его потомков), Корей был еще и двоюродным братом Моисея. Дафан и Авирон были потомками Рувима — первенца Иакова1Мы можем проследить происхождение Дафана и Авирона от Рувима (Числ. 26:5-9), они были его правнуками: Рувим — Фаллу — Елиав — Дафан и Авирон..

В Писании упоминается еще один предводитель этого мятежа: Авнан, сын Фалефа, также потомок Рувима. Примечательно, что он упоминается только здесь и только в самом начале повествования. Про его отца, Фалефа, нам почти ничего не известно, проследить их родословную до Рувима невозможно. Предположительно, Авнан отказался поддержать мятежников, поэтому и не разделил их участи.

 

Причины мятежа

Священное Писание повествует, что эти четыре человека (Корей, Дафан, Авирон, Авнан) «восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, пал на лицо свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; вот что сделайте: Корей и все сообщники его, возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят. Полно вам, сыны Левиины!» (Числ. 16:2–7)

Из дальнейшего текста Писания мы понимаем, что, по сути, эти люди хотели получить священство. И как мы видим, Моисей предлагает им пройти испытание: на следующий день взять кадильницы и покадить пред Господом. Здесь также важно отметить, что Моисей обращается к «Корею и всем сообщникам его». При беглом прочтении текста может показаться, что Дафан и Авирон также здесь присутствовали. Но скорее всего, нет. После обличения Корея и его сообщников, а также предупреждения их о том, что они на самом деле «собрались против Господа» (Числ. 16:11), Моисей «послал позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: «не пойдем! Разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!» (Числ. 16:12-14)

Вполне вероятно, что Корей, как потомок Левия, хотел занять место первосвященника (вместо Аарона), а Дафан и Авирон, как потомки первенца Иакова, хотели занять место предводителя народа (вместо Моисея). Корей со своими сообщниками пошел к Моисею, а Дафан и Авирон остались в своих шатрах. И когда Моисей призвал их, они, по сути, открыто продемонстрировали непослушание. Примечательно и то, что в своем мятеже они настолько далеко зашли, что называют Египет землей, где течет молоко и мед. Хотя, как говорит Писание, когда евреи были в Египте, то их жизнь была «горькой от тяжкой работы» (Исх. 1:14).

Слушайте Священное Писание каждый вечер в течение года.

Решение Моисея

Моисея огорчило неповиновение Дафана и Авирона, и он взмолился Богу: «Не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них» (Числ. 16:15). Затем Моисей снова называет Корею условия испытания: «завтра ты и все общество твое будьте пред лицом Господа, ты, они и Аарон; и возьмите каждый свою кадильницу, и положите в них курения, и принесите пред лицо Господне каждый свою кадильницу, двести пятьдесят кадильниц; ты и Аарон, каждый свою кадильницу» (Числ. 16:16-17). Сравнивая формулировку Моисеем условий испытания до того, как он послал за Дафаном и Авироном (Числ. 16:6–7) и после (Числ. 16:16–17), мы находим некоторые отличия. В первом случае Моисей не упоминает, что Аарон также будет участником испытания. Чем можно объяснить это отличие? И как можно объяснить то, что Моисей дважды повторяет условия испытания Корею?

Можно предположить, что сначала Моисей подумал, что никакого мятежа нет: просто Корей со своими сообщниками решили претендовать на священство, поэтому он озвучил им условия испытания. Но потом они дали ему понять, что они не просто хотят быть священниками — они хотят занять место Аарона и его потомков. Моисей узнает, что Дафан и Авирон также готовят что-то плохое, и зовет их. Они отказываются, и Моисей понимает, что проблема значительно глубже, чем если бы Корей и его сообщники просто домогались священства: в обществе действительно поднялось восстание. И Моисей соглашается проверить уже и Аарона. Он готов полностью отдать ситуацию в руки Божии. Если Господь изменил свой план и хочет, чтобы священство и предводительство перешли в руки Корея, Дафана, Авирона и их сообщников, Моисей согласен.

 

Испытание

Затем в Писании мы читаем: «И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моисей и Аарон» (Числ. 16:18). Тот факт, что Писание не говорит, что это произошло на следующий день, возможно, свидетельствует о том, что мятежники решили не дожидаться. Они хотели максимально показать свое неповиновение Моисею, даже в нарушении сроков.

Мы хорошо знаем, что «Моисей был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12:3). Что это значит? Анализируя жизнь Моисея, можно увидеть удивительную вещь: он никогда не отстаивал себя. Что бы ему ни говорили, он все терпел. Но когда вопрос касался ближних, тут Моисей стоял горой. Он даже был готов отдать свою жизнь, лишь бы это помогло ближним (Исх. 32:32).

 

Итог

История мятежа Корея, Дафана и Авирона хорошо показывает кротость Моисея. Мятежники в открытой форме заявили Моисею, что не хотят видеть его лидером. И Моисей согласился провести испытание, посредством которого Господь бы Сам показал, на чьей стороне правда. Просто представим эту ситуацию: подчиненные приходят к начальнику и открыто заявляют, что они хотят занять его должность. Как здесь не потерять самообладание? Как не разразиться гневом? Как не поставить их на место? Не так поступил Моисей. Он готов был уступить свои полномочия мятежным подчиненным, если этого пожелал бы Бог.

Пусть пример кротости Моисея поможет и нам, с одной стороны, поменьше обращать внимание на козни, а с другой, защищать ближних всеми силами.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.