Оправдание верой — заблуждение или нет? Часть первая: святоотеческий взгляд


Святой Дух. Фрагмент мозаики «Сошествие Святого Духа на апостолов». Монастырь Осиос Лукас, Греция
Святой Дух. Фрагмент мозаики «Сошествие Святого Духа на апостолов». Монастырь Осиос Лукас, Греция
Источник: Демид / Fotoload

Учение о оправдании (спасении) верой, независимо от дел, с первого взгляда кажется ошибочным. Главный аргумент против служат слова апостола Иакова, который «опровергает» оправдание верой: 

«Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?.. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:20-21, 24).

Итак, разберемся, правдиво или ошибочно учение об оправдании верой.

Приведем слова апостола Павла, которые лежат в основе этого учения. В послании к Римлянам святой Павел пишет: 

«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:21-24). 

«Мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3:28).

«А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел» (Рим. 4:5–6). 

В послании к Галатам апостол Павел также пишет: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою Христа, а не делами закона» (Гал. 2:16). 

Предположение, что апостол Павел имел в виду дела закона, а святой Иаков — какие-то другие дела, едва ли может быть убедительным. Ведь любое хорошее дело также является делом закона, поскольку предполагает исполнение заповедей. 

Некоторые исследователи, честно признавая «противоречивые» взгляды апостолов, прямо предположили, что они радикально расходились во взглядах по данному вопросу — и, таким образом, уже в ранней Церкви были «расколы». Не избегая сложности вопроса, попытаемся разрешить противоречие, ориентируясь на святоотеческую экзегезу. 

Можно услышать, что Мартин Лютер, известный протестантский богослов, является основоположником учения об оправдании верой, которое он сформулировал, неправильно истолковав Писание и отказавшись от Священного Предания. Но, к сожалению, редко упоминается, что на самом деле святоотеческое учение об оправдании верой было сформулировано и при правильном истолковании Священного Писания, и вне отказа от Священного Предания. Перечислим святых отцов, которые в своих трудах упоминают это учение: священномученик Климент Римский: «Послание к Коринфянам»; святитель Василий Великий: «Слово о смиреномудрии», святитель Иоанн Златоуст: «Восемь слов на Книгу Бытия» (Слово 7), «Беседы на послание к Римлянам» (особенно 7 и 17 беседы), «Беседы против иудеев», «Огласительные беседы»; святитель Кирилл Иерусалимский: «Огласительные беседы»; святитель Кирилл Александрийский: «Толкование на Евангелие от Иоанна», «Толкование на книгу пророка Исаии», «Толкование на книгу пророка Малахии»; святитель Афанасий Великий: «Беседы на псалмы». 

Даже этот неполный список свидетельствует о том, что многие святые отцы учили об оправдании верой. Представим также несколько цитат, чтобы наглядно показать, в чем суть этого учения.

В «Огласительных беседах» Кирилла Иерусалимского (5:10) мы читаем:

«Слово вера, одно по названию своему, впрочем, разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души, как говорит Господь: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит (Ин. 5:24); и в другом месте: Верующий в Него (Сына) не судится и имеет жизнь вечную (ср. Ин. 3:18, 36). Велико человеколюбие Божие! Праведники не иначе как через многие годы могли угодить Богу, но что приобрели они подвигами в продолжение многих лет, то Иисус Христос дарует ныне за один час. Ибо если ты уверуешь, что Иисус Христос есть Господь, и Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10:9) и переселен будешь в рай Тем, Который ввел в рай разбойника. И не сомневайся в возможности этого. Ибо Тот же самый, Который на этой святой Голгофе спас разбойника, уверовавшего в один час, спасет и тебя, если ты уверуешь».

Климент Римский, приведя примеры ветхозаветных праведников, пишет:

«Мы, будучи призваны по воле Бога во Христе Иисусе, оправдываемся не сами собою и не своею мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которой Вседержитель Бог от века всех оправдывал» (Послание к Коринфянам, 32 гл.).

Иоанн Златоуст пишет: «Что может быть удивительнее того, когда без усилий, труда и добрых дел ты видишь рождающуюся праведность? Ибо таково человеколюбие этого божественного дара, что оно делает праведными без усилий. Если послание царя, состоящее из нескольких букв, отпускает на свободу повинных во множестве преступлений, а других возводит к величайшим почестям, то тем более святой и всемогущий Дух Божий может избавить нас от всякого зла, даровать нам великую праведность и исполнить нас великого дерзновения» (Четыре огласительные беседы — 388 г., Оглашение первое, § 11).

Здесь будет также уместно отметить, что вера является ключом к стяжанию Святого Духа. Апостол Павел об этом пишет так: «Благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14). В послании к Ефессянам святой апостол пишет, что Христос вселяется в наши сердца также верою (Еф. 3:17). Святитель Кирилл Иерусалимский считает, что «причастие Святого Духа даруется по мере веры каждого» (Огласительное поучение первое, § 5).

Неудивительно, что для апостола Павла человек, который не имеет Святого Духа, в принципе даже не является христианином. Святой апостол так пишет об этом: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Поэтому так важно изучать, какие блага и дары мы получаем посредством веры, чтобы наша христианская жизнь (аскетические подвиги, добродетели) имела правильное направление.

Итак, мы оправдываемся (спасаемся) верой, а не делами. Значит ли это, что если мы уверовали, то теперь можно расслабиться? И как тогда понимать слова апостол Иакова? Эти и другие вопросы рассмотрим в следующих статьях. А сейчас лишь напомним, что даже за богослужением мы слышим: «Род же человеческий верою спасаемый, песнь Тебе (Иисусу Христу) всегда приносит» (Воскресное богослужение 3-го гласа, стихира на «Господи воззвах»).