Оправдание верой. Часть вторая: Божественный аванс


Неделя о блудном сыне. Икона XVI века. Сербский монастырь Хиландар на Афоне. Фрагмент
Неделя о блудном сыне. Икона XVI века. Сербский монастырь Хиландар на Афоне. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

В предыдущей статье об оправдании верой слова апостола Павла были приведены из Синодального перевода, однако с некоторыми изменениями. Эти изменения важно учитывать, поэтому приведем их еще раз, взяв в скобки те слова, которые присутствуют в Синодальном переводе, однако были опущены. 

«Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою (в) Иисуса Христа (διὰ πίστεως Ἰησοῦ χριστοῦ), и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою (во) Христа (ἐκ πίστεως χριστοῦ) а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). 

«Правда Божия явилась через веру (в) Иисуса Христа (διὰ πίστεως Ἰησοῦ χριστοῦ) во всех и на всех верующих» (Рим. 3:22)

Причину, по которой автор статьи склонен опустить эти предлоги, крайне проста: они отсутствуют в оригинале. В целом особенность конструкции (πίστεως Ἰησοῦ χριστοῦ) вполне допускает вариант, предоставленный Синодальным переводом. Однако учитывая, что в Священном Писании говорится также про веру в Иисуса Христа с употреблением предлога (Гал. 2:16; 2 Тим. 3:15), то справедливо предположить, что опускается этот предлог не случайно.

Какое значение имеют эти наблюдения? Вера Иисуса Христа — это та вера (или же верность) Иисуса Христа, которая присуща Ему и которую Он особо демонстрировал во время Своей земной жизни. Поэтому источником нашего оправдания является не наша вера в Него, а вера самого Иисуса Христа. А наша  же вера является средством к получению этого дара. Апостол прямо пишет: «Узнав, что человек оправдывается… только верою Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса» (Гал. 2:16). 

Для наглядности можно привести следующий пример. Мы можем набрать воду из источника при помощи стакана или других предметов. Однако если не будет источника, то, несмотря на весь наш арсенал, воды мы набрать не сможем. Подобным образом обстоит дело и с оправданием. Принимая дар оправдания, мы смиренно благодарим Бога, осознавая, что, если бы не верность Иисуса Христа, который был предан Небесному Отцу даже до смерти, смерти же крестной (Флп. 2:8), то мы никогда бы не получили дара оправдания. Ведь и ветхозаветные праведники верили, однако не были оправданы прежде страданий и воскресения Сына Божьего. И, конечно, верность Иисуса является постоянным напоминанием, какой верностью Господь хочет нас наделить и в то же время какую верность он ожидает от нас.

Как же быть с тем, что апостол Иаков говорит, что человек оправдывается делами? Чтобы ответить на этот вопрос, важно напомнить, зачем Господь сподобляет нас спасения через веру. Человек получает оправдание даром (Рим. 3:24) для того, чтобы его образ жизни действительно соответствовал праведности Христа. Наглядный пример можно увидеть в притче о блудном сыне (Лк. 15). Отец принимает блудного сына не потому, что он был достоен этого или заработал такой прием. Отец принимает сына, чтобы и сама жизнь в условиях отцовского дома максимально поспособствовала покаянию и совершенствованию последнего. Принятие оправдания верой можно также сравнить с тем, как работодатель, оплатив рабочим их будущий труд, призывает добросовестно потрудиться. Столь ценные авансы встречаются в нашей жизни нечастно, поэтому важно учиться принимать Божии дары и ценить их как зеницу ока.

Как же быть с оправданием делами у апостола Иакова? Внимательно читая слова святого Иакова, мы видим, что он не отрицал оправдание верой: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:24) .Последнее слово («только») явно говорит, что святой апостол не отрицал оправдания верой. Он просто делает акцент, что оно не является итогом. Оправдание верой — это начало, которое должно иметь соответствующий конец. В противном случае последствия могут быть ужасными. Мы знаем участь раба, который, будучи помилован своим господином, не простил своего товарища. В Евангелии мы читаем, что «разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18:34). Апостол Петр писал о некоторых людях: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Пет. 2:21). Иными словами, если человек сподобится оправдания (спасения) верой, но пренебрежет этим даром и не покажет соответствующих плодов, то ему будет хуже чем тем, кто не сподобился этого дара: «Кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).