Покаяние Саула и покаяние Давида: что ближе нам


Лейтон Фредерик, «Давид», фрагмент
Лейтон Фредерик, «Давид», фрагмент
Источник: Wikimedia Commons

Однажды Господь повелел царь Саулу через пророка Самуила: 

«Теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла… Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили» (1 Цар. 15:3, 9).

И когда Самуил обличил Саула в непослушании, царь ответил следующим образом: 

«Согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их; теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу» (1 Цар. 15:24-25). 

Но Самуил отреагировал на покаяние Саула отказом: «И отвечал Самуил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» (1 Цар. 15:26). 

 

Покаяние Давида 

Реакция царя Давида на обличение пророка Нафана начинается похоже: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом». В ответ на покаяние Давида пророк Нафан объявил ему следующее: «И Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (2 Цар. 12:13-14). 

Известно, что 50-й псалом Давид составил как покаянную песнь за грехи, в которых его обличил Нафан. Этот псалом показывает отношение Давида к происшедшему. Псалмопевец исповедуется: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс. 50:6). Совершив прелюбодейство с Вирсавией и убив ее мужа Урию, Давид исповедует, что он согрешил против Бога, против Него одного. Псалмопевец подчеркивает, насколько сильнее его провинность перед Богом, чем перед людьми. Для Давида проблема грехопадения заключалась в том, что он утратил близкие отношения с Богом. Именно тот факт, что он огорчил Бога своими грехами, главным образом и терзал сердце псалмопевца. 

Читайте также: Как Давид посещал храм Божий?

 

Покаяние Саула 

У Саула мы видим другое. Исповедав свой грех, Саул объясняет, почему он так поступил: «Я боялся народа и послушал голоса их». Он просит Самуила: «Теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу». 

Возникает вопрос, зачем Саулу нужно было, чтобы пророк воротился вместе с ним для поклонения Господу? Разве он не мог сделать этого без Самуила? Несколькими стихами позже он снова просит пророка: «Я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу, Богу твоему» (1 Цар. 15:30). Теперь мы видим, почему Саулу было так важно, чтобы пророк вернулся с ним: он боялся, что если пойдет без Самуила, то старейшины и народ поймут, что между царем и пророком возникли разногласия, и следовательно, узнают, что Саул согрешил. Мы видим, что Саула, в отличие от Давида, почти не беспокоили утерянные отношения с Богом вследствие грехопадения. Ему было важно сохранить свое царское положение или хотя бы видимость его. 

Вероятно, именно это и стало причиной, почему Господь так по-разному отреагировал на покаяние двух царей. Беспокойство Саула о том, чтобы сохранить свое положение после греха, привело к тому, что он потерял не только Божие благоволение, но и свой статус. Беспокойство Давида о том, чтобы сохранить близкие отношения с Богом, привело к тому, что он сохранил не только близкие отношения с Богом, но и свой статус. 

 

Итог 

История покаяния Давида и Саула снова и снова подтверждает истинность слов Иисуса Христа: «Кто стремится сохранить свою жизнь, тот погубит ее; кто погубит — тот сохранит ее» (Лк. 17:33). Царь Давид не беспокоился о своем положении. Его не особо беспокоил тот факт, что придворные и весь народ узнает, что их царь совершил такие вопиющие беззакония. Он даже увековечил свой поступок покаянной песнью (50-й псалом), лишь бы сохранить отношения с Богом. И в итоге он ничего не потерял. Царь же Саул пытался сохранить свое положение, его в первую очередь беспокоило мнение людей. В итоге он потерял все. 

Пусть же эта история поможет нам правильно расставлять акценты в жизни и всегда, в первую очередь искать Царства Божиего. Ведь только в том случае, когда мы в первую очередь будем стараться хранить и восстанавливать близкие отношения с Богом, пусть даже и жертвой собственного статуса и положения, мы сможем сохранить все.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.