Предсказал ли Иисус Свое пришествие?


Страшный суд. Византийская мозаика на западной стене церкви Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло. Венеция, XII век
Страшный суд. Византийская мозаика на западной стене церкви Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло. Венеция, XII век
Источник: Jim Forest / Flickr

Продолжаем анализировать пророчество Христа на Масличной горе. В предыдущей статье мы отметили

1) эсхатологическая речь Иисуса Христа на Масличной горе вплоть до 35 стиха (включительно) относится к событиям разрушения Иерусалима;

2) Если учитывать особенность метафорического языка, который использовал Иисус, а также особенности историко-культурного анализа, то не возникает никаких проблем с тем, чтобы относить образы космических катастроф к событиям разрушения Иерусалима (Мф. 24:29-30).

В этой статье попробуем разобраться, а как же тогда быть с пришествием Сына Человеческого: «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30)? С одной стороны, этот стих также входит в ту часть пророчества, где Иисус говорил о разрушении Иерусалима. С другой стороны, Второе пришествие не последовало за разрушением Иерусалима. Предположение, что здесь Иисус сменил тему пророчеств, требует веских доказательств, которых мы не находим. Аргумент, что пришествие Сына Человеческого относится исключительно ко Второму пришествию, едва ли может выдержать критику.

 

Пророчество Даниила

Первостепенно необходимо отметить, что этот стих является аллюзией на Дан. 7:13: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий». В пользу этого можно привести следующие аргументы:

  1. У евангелиста Матфея, так и в пророка Даниила, шествие происходит на облаках;
  2. В ближайшем контексте Иисус главным образом использует образный язык Ветхого Завета (Мф. 24:29), поэтому вполне ожидаемо, что и здесь будет использован такой же язык.

 Важно отметить, что в пророчестве речь идет не о пришествии Сына Человеческого судить все народы (что соответствовало бы Второму пришествию), а о приближении Сына Человеческого к Богу, последующем Его (т. е. Сына Человеческого) прославлении, и о том, что Он получит непреходящую власть над всеми народами. Более того, пришествие Господа на облаках в Священном Писании для современников Иисуса скорей говорило о Его суде над людьми и не подразумевало Его появления как такового1Этот вывод подтверждает и Иоанн Златоуст (См. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на пророка Исаию / Творения свт. Иоанна Златоуста. Т. 6. Кн. 1. СПб., 1900. С. 156).. В книге пророка Исаии мы читаем: «Вот, ГОСПОДЬ восседит на облаке легком и грядет в Египет» (Ис. 19:1). Таким образным языком пророк описал Божий суд, который совершился над Египтом посредством наступления Ассирии (Ис. 19:4). 

Иисус Христос также использовал образ пришествия Господа как совершения суда над Иерусалимом. Так притчу о злых виноградарях Иисус заканчивает следующими словами: «Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим».  (Лк. 20:15-16). Учитывая, что хозяин виноградника — Господь, а злые виноградари — это участники распятия Сына Божиего, мы видим, что Иисус Христос прямо назвал разрушение Иерусалима римлянами пришествием Господа.

Учитывая это, мы можем предположить, что здесь речь идет все так же о разрушении Иерусалима.

 

«Невидимый» Господь

Можно возразить — Иисус говорит, что Его «увидят», что соответствует личному появлению на суде над Иерусалимом. Однако используемый евангелистом глагол ὁράω не обязательно указывает на физическое зрение. В словаре мы встречаем и такие значения этого глагола: «видеть эмпирическим путем», «переживать», «знать» (Friberg T. Analytical lexicon of the Greek New Testament. Grand Rapids (MI), 2000. P. 719). Примечательно, что евангелист Матфей использует этот глагол в таком смысле. Например, ответ первосвященников Иуде: «Что нам до того? Смотри (ὄψῃ) сам. (Мф. 27:4)». Пилат после омовения рук, согласно евангелисту, сказал: «невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите (ὄψεσθε) вы» (Мф. 27:24).

Можно предположить, что в анализируемом стихе Иисус так же говорит, что люди, увидев разрушение Иерусалима, осознает, что свершился Божий суд: Сын Человеческий оправдан, а Его распинатели осуждены. Примечательно, что Иосиф Флавий признавал, что разрушение храма было Божиим судом. Описывая противостояние иудеев, он отмечает: «Но храм давно уже был обречен Богом огню» (Иудейская война 6.5.5). Более того, он отмечает и то, что император Тит хотел уберечь храм от разрушения, однако вопреки всем своим полномочиям, ему не удалось остановить своих воинов: «Так храм, против воли Цезаря, был предан огню» (Иудейская война 6.5.7). В другом месте Иосиф Флавий отмечает, что, когда Тит увидел последствия войны, он исповедовал, что не он стоит за всем этим: «Однажды, когда Тит на одном из своих обходов увидел эти пропасти, наполненные мертвецами, и массу гноя, вытекавшего из разложившихся трупов, он со вздохом поднял свои руки и призвал Бога в свидетели, что не он виновен во всем этом» (Иудейская война. 5.12.4). Таким образом, очевидно, что современники происходящих событий поняли, что разрушение храма было судом Сына Человеческого, который Он совершил во время Своего неличностного пришествия на облаках небесных с «силою и славою великою» в суде над Иерусалимом.

 

«Сила и слава великая»

Кратко отметим, почему указанно, что Сын Человеческий приходит с силою и славою великою. С «силою,» поскольку разрушение Иерусалима действительно было ужасающим событием. Господь и раньше разрушал храм, но это было окончательное разрушение и такое разорение еврейской нации, с которым все предыдущие кажутся не такими уж и значительными. Со «славою великою», поскольку это было таким знамением оправдания Сына Человеческого, что даже языческий император Тит не отрицал того, что здесь задействован Бог.

  

Итог 

Важно отметить, что все сказанное никоим образом не отменяет того, что Иисус Христос действительно придет судить всю вселенную в буквальном смысле, что мы действительно верим в Него, как «снова грядущего судить живых и мертвых». Просто об этом повествуется в других местах Священного Писания. А соотношение анализируемых стихов со Вторым пришествием имеет ряд проблем, поскольку игнорирует:

  • Исторический контекст — представления современников Иисуса о пришествии Сына Человеческого отличались от наших).
  • Контекст стихов — в этой части речи Иисус Христос предсказывал разрушение Иерусалима.
  • Метафорический язык, который использовал здесь Иисус (например, образ космических катастроф).

Читайте также: Войны, землетрясения, голод… Признаки Второго пришествия?