Войны, землетрясения, голод… Признаки Второго пришествия?


Франческо Айец, Разрушение Иерусалимского храма
Франческо Айец, Разрушение Иерусалимского храма
Источник: Wikimedia Commons

Наверное, всем христианам известно следующее пророчество Иисуса Христа: «Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней» (Мф. 24:7-8). Одно из наиболее распространенных толкований этого пророчества сводится к тому, что Спаситель указал признаки Своего Второго пришествия. Но уже сама мировая история заставляет задуматься, насколько правильно такое мнение: ведь войны, глады, моры, землетрясения повторяются в каждом столетии. Также, как мы писали в одной из предыдущих статей, сама идея о существовании определенных признаков Второго пришествия противоречит Священному Писанию.  

К чему же тогда относится это пророчество Иисуса Христа? Разберем другой возможный вариант толкования.

 

Вопрос учеников

В первую очередь обратимся к контексту. Из 24-й главы Евангелия от Матфея мы видим, что эти слова являются частью речи Иисуса Христа, которую Он произнес, отвечая на вопрос учеников. В предыдущих статьях (1, 2) вопрос учеников был подробно проанализирован. Автор пришел к заключению, что ученики, «услышав предсказание Иисуса о разрушении храма, связали это с Его пришествием (в лице „настоящего Мессии“) и „кончиной века“, то есть временем пришествия Мессии». Иными словами, анализ исторического контекста показывает, что ученики вовсе не спрашивали о Втором пришествии (они тогда еще не могли принять, что Иисус пострадает и воскреснет из мертвых). Читая евангельский текст, мы не видим никаких указаний на то, что Иисус не отвечал прямо на вопрос учеников. Таким образом, вполне логично соотносить ответ Спасителя с вопросом учеников.

Тогда возникает следующий вопрос: неужели все это сбылось до разрушения Иерусалима? Ответ положительный. Подтверждение этому можно найти главным образом в творениях Иосифа Флавия, который подробно описал как разрушение Иерусалима, так и события, предшествующие ему.

 

Пророчество о лжемиссиях

«Многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят» (Мф. 24:5).

«Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих…Тогда, если кто скажет вам: "вот, здесь Христос", или "там", — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:23-24). 

Иосиф Флавий свидетельствует о том, что пророчество о лжемиссиях сбылось еще до разрушения Иерусалима. Здесь просто предоставим список с указанием ссылок, где можно более подробно ознакомиться с деятельностью лжемессий в период до разрушения Иерусалима:

  • Иуда, сын Езекии (Иудейские древности 17.10.5; Иудейская война 2.4.1);
  • Симон из Переи (Иуд. Древн. 17.10.6; Иуд. Война 2.4.2) (еще во времена рождества-младенчества Иисуса Христа);
  • Движение, похожее на банду Симона из Переи (Иуд. Древн. 17.10.6);
  • Афронг (Иуд. Древн. 17.10.7; Иуд. Война 2.4.3);
  • Февда (Иуд. Древн. 20.5.1; ср. Деян. 5:36);
  • Египетский лжепророк (Иуд. Древн. 20.8.6; 2.13.5);
  • Некий проходимец (Иуд. Древн. 20.8.10);
  • Обольстители и прельстители (Иуд. Древн. 20.8.6; Иуд. Война. 2:13:4);
  • Манаим (Менахем), сын Иуды, прозванного Галилеянином (Иуд. Война 2:17:8–9);
  • Симон, сын Гиора из Геразы (Иуд. Война 4.9.5–12; 5.1.3-4; 5.6.1-4 и др.);
  • Иоанн Гискальсикй (Иуд. Война 4.7.1 и дальше);
  • Самаритянский лжемессия (Иуд. Древн. 18.4.1);
  • Иоанатан ткач (Иуд. Война 7.11.1–3; Автобиография 76.424–425);
  • Обманщики и разбойники (Иуд. Война. 2.13.6);
  • Лжепророк (Иуд. Война 6.5.2–3);
  • Симон Самаритянин, Меландр Самаритянин (Иустин Философ, Первая Апология, 26; Евсевий Кессарийский, Церковная история 2.13.1–6; 3.26.1–4 и др.).

Некоторые из перечисленных просто выдавали себя за мессий и этим увлекали других (например, Февда, Афронг); были лжепророки, которые увлекали людей обещаниями (обольстители и прельстители, египетский пророк); наконец были и те, которые обольщали великими знамениями и чудесами (Симон Самаритянин, Меландр Самаритянин).

 

Пророчество о войнах

«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней» (Мф. 24:6–8).

Человек, живущий в 21-м веке и ориентирующийся в истории, знает: трудно сказать, что эти бедствия предвещают что-то определенное. Они происходят нередко, и последующие события в разных случаях различаются. Однако при изучении контекста событий, предшествующих разрушению Иерусалимского храма римлянами, становится понятно определяющее значение этого пророчества.

Дело в том, что еще до Р. Х. император Октавиан Август установил так называемый Pax Romana — «Римский мир». Благодаря армии император обеспечил в пределах империи длительный период мира. Греческий философ Эпиктет (55-135 гг. н. э.) пишет:

«Вот вы видите, что повсюду царит мирный покой, которым обеспечивает нас, как нам кажется, цезарь, что нет больше ни войн, ни раздоров, ни разгула разбойничьих шаек, ни пиратских, и можно во всякий час совершать путь по суше и по морю от востока до запада» (Беседы 3:13:9).

Евсевий Кесарийский (260-340 гг. н.э.) также отмечает, что в этот период был мир, при этом он приписывает мир Господу:

«Как произошло на самом деле, что с распространением учения Спасителя нашего и с сотворением Его проповеди во всей земле настало единомыслие и согласие всех юдей, небеса даровали надежду боголюбивым душам: так издревле предсказано было, а Божьими пророками, что, когда Он посеет семя своего слова между народами, тогда воцарится всеобщий мир» (Слово василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования, XVII).

«Римский мир» сохранялся вплоть до правления Нерона (54–68 гг.), императора, который и начал Иудейскую войну. После смерти Нерона в Риме вспыхнули гражданские войны, в том числе неспокойный «Год четырех императоров» (июнь 68 г. н. э. — июнь 69 г. н. э.). Из свидетельств Тацита мы узнаем, что примерно в это же время войны начались и в других странах:

«Я приступаю к рассказу о временах, исполненных несчастий, изобилующих жестокими битвами, смутами и распрями, о временах, диких и неистовых даже в мирную пору. Четыре принцепса, погибших насильственной смертью, три гражданские войны, ряд внешних и много таких, что были одновременно и гражданскими, и внешними» (Тацит. История 1:2:1).

Если учесть длительный «Римский мир», становится понятно, почему войны, военные слухи, «восстание народов на народы, и царств на царства» были знамением — все это и предшествовало разрушению храма.

 

Пророчество о голоде и землетрясениях

Тому, что в этот период также случался голод и землетрясения, мы находим подтверждения у различных историков (См.: Деян. 11:28; Иуд. Древн. 20.2.6; 20.5.2; 20.9.2; Светоний, Жизнь Клавдия 18.2; Дион Кассий, История 60.11; Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского 4.6, 34.; Корнелий Тацит, Анналы 2.47; 12.58 14.27; 15.22).

 

Итог

Если относить эти пророчества именно к событиям, предшествующим разрушению Иерусалима, они целиком соответствуют своему контексту — ответу Иисуса Христа на вопрос учеников о разрушении Иерусалимского храма. Попытка отнести их к событиям Второго пришествия не только встречает значительные препятствия, но и напоминает слова Афанасия Великого: «Иудеи слагают чистые басни, рассказывают сказки, когда исполнение пророчества с настоящего времени переносят на будущее».

Читайте также: Главный признак прихода антихриста.