Самые влиятельные женщины Библии. Часть вторая: Новый Завет


Чудотворная Любятовская икона Божией Матери. Псков, середина XV века. Фрагмент
Чудотворная Любятовская икона Божией Матери. Псков, середина XV века. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Читайте также: самые влиятельные праведницы Ветхого Завета.

Приведем также жития некоторых святых жен, искупительные истории которых записаны на страницах Нового Завета.

 

Праведная Елисавета 

Неизвестный художник, «Рождение Иоанна Крестителя» 
Источник: Wikimedia Commons

Когда мы читаем повествование евангелиста Луки (Лк. 1), может сложиться впечатление, что главное внимание он уделяет мужу праведной Елисаветы — священнику Захарии. Однако при внимательном прочтении мы видим, что праведной Елисавете уделено также значительное внимание. Евангелист Лука так описывает бедствие этой святой семьи: «У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лк. 1:7). Мы видим, что испытание главным образом касалось Елисаветы: оба были уже в преклонных летах, однако праведница, вдобавок к этому, была еще и бесплодна. 

Обратим внимание также и на то, что, когда Господь чудесным образом вмешался в жизнь этого праведного семейства и Елисавета зачала Иоанна Крестителя, то первые пять месяцев «она таилась и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк. 1:24-25). Ее благодарность Богу свидетельствует, что праведница также восприняла свое бесплодие как что-то личное от Бога и, возможно, в отличие от своего мужа, она по-прежнему верила, что Господь вмешается и она получит исполнение своих молитв: станет матерью долгожданного ребенка.

Но почему святая скрывалась целых пять месяцев? Почему не сразу засвидетельствовала всем соседям, что Господь сотворил с ней милость? Возможно, для праведницы это чудо было настолько личным и глубоким, что она по мере возможности хотела оставить его сокрытым ото всех: она понимала, люди не смогут отнестись к нему с подобающими чувствами и благоговением. Когда нам что-то очень дорого, мы долгое время можем умиленно благодарить Бога и хранить это подальше от людей: мы знаем, они не смогут с подобающим трепетом оценить такой Божий дар.

 Читайте также: Какой новозаветный автор чаще всего упоминает женщин?

После зачатия Иоанна Крестителя евангелист Лука смещает свой акцент с Захарии на Елисавету. Когда Пресвятая Дева Мария посетила праведное семейство, она приветствовала Елисавету, и та «исполнилась Духа Святого и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1:41-45). Праведная Елисавета не только первой назвала Пресвятую Деву Марию «Матерью Господа», но и, предвосхищая ее пророчество (Лк. 1:48), первой назвала ее «блаженной». Когда же праведница родила сына, она сама отстаивала то наименование, которое Господь определил для ее сына, величайшего в рожденных женами. И вот как евангелист Лука записывает последствия того, что святая Елисавета получила восполнение своих долгих болезненных лет: «И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской» (Лк. 1:65).

 

Пророчица Анна 

Рембрандт, «Сретение», фрагмент 
Источник: Wikimedia Commons

Анна прожила с мужем семь лет, и затем ее жизнь пересекла невосполнимая утрата — смерть мужа. Мы не знаем, как она справлялась со своей болью, но в итоге приняла все Божии призывы: «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37). Однажды она услышала Божие откровение о том, что в храм принесли Обетованного Избавителя. И, подойдя к святому семейству, святая Анна «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38). Анна была единственной женщиной, которой Господь открыл, что в храм принесен Обетованный Мессия. Вспомнив, что в это время в Иерусалиме находились тысячи других людей, мы осознаем величие Божиего дара, которого сподобилась эта святая женщина.

 

Итог 

Апостол Павел пишет: «Впрочем, и женщины, поскольку они детей рожают, спасены будут, если, конечно, останутся в вере, любви, святости и целомудрии. Слово это верно» (1 Тим. 2:15 RBT). Так Святой Дух через апостола Павла свидетельствует о том, служение матери — особо важно. И как пишет святитель Иоанн Златоуст, матери, который родили и благочестиво воспитали «кроме награды за собственные добрые дела, получат великую награду и за их воспитание».

Рассматривая искупительные история святых жен, мы видим, что почти все они в той или иной мере связанны именно с рождением детей (Ноеминь, Вирсавия, Анна, мать Самуила, Елисавета). Возможно, если бы не их дети, мы бы мало что знали об этих святых, несмотря на их праведный образ жизни. И даже подвиг Анны пророчицы косвенно связан с материнством. Став вдовой, она лишилась возможности быть матерью, но не отчаялась, а устремилась к Богу со своей скорбью и стала единственной женщиной, которая узнала Младенца-Мессию, когда Его принесли в храм.

И, конечно, лучшим примером исполнения этого «верного слова» является Пресвятая Дева Мария. Родив и воспитав Мессию Христа, Она сподобилась той награды, которой никто больше не сподобился и не сподобится. Нам остается лишь догадываться, как проводила свою жизнь Пресвятая Мария, что Бог доверил и поручил Ей рождение и воспитание Сына Божиего. 

Мы видим, что нет такой «невосполнимой боли или потери», которую Господь не смог бы с избытком возместить Своими милостями и щедротами. Однако, каждая святая женщина, жизнь которой мы кратко отметили не были пассивными, когда столкнулись с испытаниями. Они верили, изливали свою скорбь перед Богом, искали ответы на свои недоумения, терпели, надеялись, ждали. И в свое время Господь излил на них Свои милости. «Поэтому, и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей» того, что Бог Верен и Милостив, «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12:1). И когда нашу жизнь будут пересекать черные полосы — даже если это будут невосполнимые потери, даже когда все вокруг будет свидетельствовать о том, что едва ли нас ждет в будущем что-то чудесное — устремимся к Богу, Ему одному. Не будем забывать, что «очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Пар. 16:9). Если мы действительно покажем всецелую преданность Ему Одному, Он никогда и ни в коем случае не упустит того, чтобы поддержать нас и с избытком восполнить наши «невосполнимые» утраты, какими бы они ни были.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.