Символика каждения в Священном Писании


Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя
Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя
Источник: Сергей Власов / Фотослужба Патриарха Московского и всея Руси

В прошлых статьях мы анализировали 16 главу Книги Чисел и привели следующую гипотезу: каждение — это символ защиты от смертоносных последствий присутствия Бога, Который есть «огонь пожирающий» (Евр. 12:29). Так ли это?

 

Бог в облаке дыма

Обратим внимание на некоторые особенности каждения. В Священном Писании человек перед каждением буквально всыпал «огонь в кадило» (Лев. 10:1 Числ. 16:18, 37, 46; Откр. 8:5). И только один раз написано, что первосвященник «возьмет горящих угольев полную кадильницу» (Лев. 16:12). Мы понимаем, что и в первом случае речь идет об углях, а не буквально об огне. Как можно объяснить различную терминологию Писания?

Возможно, таким образом авторы Писания хотели показать, что каждение — это символ самого Божиего присутствия. Мы отмечали, что Бог шел с евреями в огненно-облачном столпе. Так же устроено и кадило: внутри него огонь (уголья), а снаружи — облако дыма.

 

Каждение защищает

Примечательно, что книге Товита именно каждением был отогнан злой дух:

«Товия же идя вспомнил слова Рафаила и взял кадильницу, и положил сердце и печень рыбы, и кадил. Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел» (Тов. 8:2-3).

Интересный образ связан с облаком мы встречаем в Книге Плач Иеремии. Пророк плачет пред Богом следующими словами: «Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша» (3:44). Такое выражение гармонично вписывается в символику каждения. Пророк сетует, что Господь закрыл Себя защитным покровом (облаком) сквозь который молитва не доходит до Него.

С другой стороны, псалмопевец просит: «Да направится молитва моя, как фимиам (букв. каждение), пред лицо Твое» (Пс. 140:2). Не отрицая обычной символики этого образа, можно привести и другой вариант: псалмопевец просит, чтобы его молитва имела такой же защитный эффект, как каждение.

 

Каждение убивает

В Священном Писании известны случаи, когда каждение не остановило гибель людей. Мы уже упоминали двести пятьдесят сообщников Корея, которых после каждения перед скинией истребил огонь от Господа. Известен также случай с царем Озией (так он назван во второй книге Паралипоменон. В четвертой книге Царств он назван Азарией, см. 4 Цар. 15 гл.):

 «Когда он (Озия) сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном» (2 Пар. 26:16).

Каждение для Озии закончилось тем, что «проказа явилась на челе его, пред лицом священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного… так как поразил его Господь» (2 Пар. 26:19–20). Каждение Надава и Авуида, сыновей Аарона, закончилось тем, что «вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицом Господним» (Лев. 10:1–2).

Приглашаем вас каждый вечер вместе слушать Священное Писание.

 

Выводы

Почему же иногда каждение защищает, а в других случаях — убивает? В двух из описанных случаев проблема была в том, что взять кадило в свои руки дерзнули люди, у которых не было на это права (250 сообщников Корея и царь Озия). Поэтому первый вывод звучит так: близость к Богу — это серьезно.

В случае Надава и Авиуда проблема была в том, что они пошли вопреки Божиим указанием. Второй вывод: жизнь в несоответствии с Божиими заповедями ни к чему хорошему не приведет.

Чтобы сделать третий вывод, рассмотрим устройство кадила. Мы уже отметили, что оно символизирует Божие присутствие: как истребительно-очищающее (уголья, огонь внутри), так и защищающе-покрывающее (дым ладана). Соответственно, сам человек должен быть обителью Бога, его носителем. В таком случае его каждение будет безопасным для него и принесет результат. Ведь, как мы знаем, Моисей мог входить в самое интенсивное место Божиего присутствия в Святое Святых, созерцать Бога без каждения и оставаться живым.

Чему можно научиться из этой истории? Мы видим, что Господь дал евреям определенную обрядовую символику (каждение, служение Ковчегу Завета) и не изменил ее принципов даже в момент неверности своего народа. Мы прекрасно понимаем, что что дымом от ладана не остановить смертоносных последствий Божиего присутствия для грешного человека, но при определенных условиях они работают, как было задумано Богом. Символы не реальны сам по себе, но это язык, который предложил Сам Бог.

Будем же прилагать максимум усилий, чтобы жить свято и преподобно, по Божиим заповедям, и сама наша жизнь будет действительно каждением, угодным Богу!

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.