Зачем Иисус провоцировал людей на празднике кущей? Часть вторая


Читайте также: Зачем Иисус провоцировал людей на празднике кущей? Часть первая

Женщина, взятая в прелюбодеянии

Прежде чем перейти к анализу слов Иисуса Христа в последний день праздника, кратко рассмотрим повествование о том, как к Иисусу Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8:2–11). Это повествование отсутствует в наиболее авторитетных рукописях, его не приводят и некоторые святые отцы, в том числе Иоанн Златоуст, оно упускается при богослужебном прочтении на праздник Пятидесятницы. В некоторых рукописях оно находится не только в другом месте Евангелия от Иоанна, но иногда встречается даже в Евангелии от Луки. Но это едва ли свидетельствует в пользу того, что этого случая не происходило. Вполне вероятно, что он просто не вошел в оригинальный евангельский текст.

Почему это важно? Дело в том, что этот случай тематически разрывает евангельское повествование. Согласно тексту, описываемое событие произошло на следующий день (Ин. 8:2), то есть после последнего дня праздника кущей (Ин. 7:37). А учитывая обряды, которые совершались в этот день, последующие слова Иисуса Христа о том, что Он свет миру (Ин. 8:12), скорее всего, также были произнесены в последний день праздника кущей (об этом — дальнейшее содержание статьи). А вот наличие в этой главе (8 гл.) повествования о женщине, взятой в прелюбодеянии, рисует другую картину. Поэтому выводы данной статьи будут выходить из того, что этот отрывок не является частью оригинала и что Ин. 7:37–53 и Ин. 8:12, а также дальнейшие стихи являются повествованием о событиях, которые происходили в последний великий день праздника кущей.

Читайте также: Иисус и грешница. Кому понадобилось стереть этот эпизод?

 

Праздничные обряды

Примерно в период Маккавейских восстаний в Израиле появились некоторые обряды на праздник кущей (также есть гипотезы, что они появились значительно раньше —непосредственно при установлении этих праздников). Каждый день во время праздника кущей торжественная процессия священников проходила от купальни Силоам до храма. Из Силоамской купели процессия зачерпывала воду, которую затем возливали на жертвенник. В восьмой — последний день праздника (Лев. 23:36) — этот обряд отмечался большей торжественностью, и к нему добавлялся еще один — зажигание светильников. Мы не можем с полной достоверностью сказать, как эти обряды происходили во времена Иисуса Христа, но некоторые моменты важно отметить.

Обряд возлияния воды мы встречаем на страницах Священного Писания: «И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день…»  (1 Цар. 7:6). Современный исследователь пишет о значении этого обряда следующее: «Израильтяне таким образом торжественно заявляли о своем отказе от этого необходимейшего для жизни вещества, а также утверждали, что только Бог Израиля <…> признается истинным источником жизни и плодородия»1Андрей Выдрин, иерей. Возникновение монархии в Древнем Израиле. Комментарий на Первую книгу Царств. Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2020. С. 92.. С другой стороны, этот обряд имел и покаянный характер. Тот же исследователь пишет, что в данном отрывке Священного Писания «обряд имел значение очищения. Согласно Раши, это может быть только символом самоотречения: “Вот мы перед Тобой подобны этой утекающей воде”»2Там же. С. 91.

Всю эту символику можно проследить и в обряде на празднике кущей. О покаянном значении этого обряда известно следующее. Когда процессия приходила к Силоаму, священники обращали лица на запад, к Храму, к Святая Святых, и каялись в грехах своих предшественников, священников, служивших в Первом храме, говоря: «В этом месте наши отцы, повернувшись спиной к Храму, кланялись солнцу, восходящему на востоке. А мы — глаза наши устремлены к Господу!» Это покаяние было необходимо, потому что Силоам, куда священники должны были отправиться, находится к востоку от Храмовой горы, и люди могли подумать, что они идут поклониться восходящему солнцу. В раввинистической литературе иудаизма мы читаем следующую информацию о значении этого обряда: «Наши мудрецы учат: “Кто не видел «празднества водочерпания” — тот не знал настоящей радости в жизни»3См. более подробно.

Относительно обряда возжжения светильников приведем одно свидетельство, которое дает возможность увидеть примерную картину: «Во дворе были вкопаны в землю золотые светильники высотой в пятьдесят (по некоторым источникам — в сто) локтей. На вершине каждого светильника устанавливались четыре золотые чаши. К каждому светильнику были приставлены четыре лестницы — по одной на чашу — и четверо мальчиков (детей храмовых священников) взбирались по ним наверх, держа в руках кувшины с маслом по тридцать логов (10 литров) в каждом. Они заливали масло в светильники и вставляли толстые фитили. Когда эти светильники были зажжены, в Иерусалиме не оставалось ни одного неосвещенного двора. Храмовая гора возвышалась над всем городом, светильники находились еще выше и повсюду становилось так светло, что в самой отдаленной точке Иерусалима женщины могли перебирать пшено при свете праздничных огней». Возможно, что этим обрядом они свидетельствовали о том значении Иерусалимского храма, о котором мы читаем в книге пророка Исаии: «И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию» (60:3) 

Читайте также: Что такое «храм имени Божию»?

 

Истинный смысл обрядов

И теперь представим, что именно в такой обстановке Иисус Христос произносит слова:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37-38);

«Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).

Едва ли можно было поступить более вызывающе! Иисус прямо указал, что все ожидания евреев, все их надежды — это Он Сам. Ни храм, ни Иерусалим — а Он. Засвидетельствовал, что Бог Израиля, Истинный источник жизни и плодородия, перед Которым они подобны утекающей воде — это Он. И сделал это именно тогда, когда евреи напоминали себе о своих надеждах, ожиданиях, о своей истории праздничными обрядами. Представьте, как идет процессия, чтобы возлить воду на жертвенник и тем напомнить себе о том, что Бог — настоящий источник жизни, а Спаситель в это время провозглашает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Представьте, как вся храмовая гора светится от количества светильников, люди вспоминают о значении храма, о своем призвании быть светом для всех народов, и в это время Иисус Христос провозглашает: «Я свет миру».

 

Итог

Не стоит забывать, что Иисус Христос действительно возвестил истину, которая была крайне вызывающей, неприемлемой, противоречащей устоявшимся традициям. Он вступал в жесткие конфронтации и не прогибался под человеческие ожидания. И нам не нужно делать из Него Того, Кем Он не является. Несмотря на все Его терпение и милосердие, толерантность — это явно не то, что Ему стоит приписывать. И наконец, давайте пересмотрим свою жизнь. Может, в ней есть много того, о чем Иисус Христос не сказал ни одного слова и не дал ни одной заповеди? И может, в ней нет того, о чем Спаситель говорил так много?

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.