Все, что нужно знать о Ветхом Завете: новый учебник Издательского дома «Познание»


Ездра и ангел, гравюра
Ездра и ангел, гравюра
Источник: Wikimedia Commons

В Издательском доме «Познание» вышел новый учебник для теологов — «Состав и канон Священного Писания Ветхого Завета в основных христианских конфессиях» (автор — кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Б. А. Тихомиров). Учебник посвящен одному из наиболее трудных вопросов библеистики — канонизации текста Священного Писания на протяжении двух тысяч лет.

Публикуем фрагмент книги, посвященный апокрифам. Из него вы узнаете, существуют ли священные книги «для избранных», кто разделил читателей на достойных и недостойных, и стоит ли стремиться раскрыть это «тайное знание».

На фоне противостояния Церкви еретической угрозе ІІ–ІІІ вв. начинает вырисовываться круг произведений с претензией на откровенный и  авторитетный статус Писаний, но не принимаемых Церковью в состав христианских священных писаний ни Ветхого, ни Нового Завета как сочинений чуждых и еретических.

 

Творения для избранных

Поскольку многие из них были написаны в  апокрифическом жанре, они получили название апокрифов. Первоначальное значение греческого слова ἀπόκρυφος — «тайный», «скрытый», «сокровенный». К разряду «апокрифов» относились сочинения как ветхозаветного, так и новозаветного толка, претендовавшие на духовную и интеллектуальную элитарность и изначально предназначенные узкому кругу избранных. Суть подобных произведений наглядно передает 3 книга Ездры (по своему характеру сама являющаяся апокрифом) в пассаже, где Ездра, получая Откровение от Бога, восстанавливает иудейские священные книги, утраченные вследствие Вавилонского пленения (13:57–14:48). Писания подразделяются на две группы:

Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и  недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания (14:44–48).

Итак, разделены:

  • Первая группа из 24 книг (число книг иудейского Священного Писания), предназначенных для всеобщего, широкого пользования;
  • И 70, составляющие некий кладезь прикровенного, тайного знания Израиля для избранных. 

У отдельных сочинений их жанровая принадлежность непосредственно становилась частью названия — «Апокриф Мелхиседека», «Апокриф Иоанна», «Апокриф Иакова» и др., чем изначально заявлялась претензия этих произведений на особое, сокровенное место в духовной литературе.

 

Угроза апокрифов

Жанр апокрифов получил распространение еще до христианства в иудейской среде, однако, непосредственной и серьезной угрозой для Церкви он стал в период «расцвета» гностицизма с его установкой на тайное, высшее знание, γνῶσις, «гносис». Гносис декларировался единственно спасительным путем для избранных, «гностиков» или «духовных», и противопоставлялся «ортодоксальной» вере Церкви, несостоятельной и  несовершенной, уделу широкого круга «верующих» или «душевных», лишенных упования «истинного» спасения.

Искажая в используемых им апокрифических Евангелиях Благую Весть до неузнаваемости, гностицизм, по сути, отказывал Церкви в праве на нее, соблазном же своей элитарности он загонял христианство в цепкие и удушающие узы сектантства. Противостояние двух непримиримых концепций восприятия и интерпретации новозаветных событий, Четвероевангелия и апокрифов, было неизбежным.

Встреча с гностической ересью поставила Церковь перед необходимостью выступить на защиту своей веры и авторитета церковных священных писаний. Фактически, как и  в ситуации с  вызовом иудаизма, но уже на другой почве и в ином качестве, она была вынуждена отстаивать и свою уникальную идентичность, и вселенский характер своей миссии.

В решительном отпоре гностицизму церковных ересиологов оценку получил и сам апокрифический жанр. Практически одновременно крайне негативно и категорично об апокрифических сочинениях высказались свт. Ириней Лионский и Тертуллиан. Оба автора вкладывали в термин «апокриф» отрицательный смысл «поддельный», «фальшивый», «ложный» (νόθος, falsus). В значении еретических, антицерковных сочинений это понятие и  утвердилось в  церковном словаре. Постепенно под термин «апокрифы» подводились отторгаемые Церковью произведения самых разных жанров, не обязательно претендовавших на «тайное знание».

Читайте также: зачем было написано «Евангелие Иуды»?