Как полгорода могли услышать апостолов?

Plaque with the Pentecost
Источник: The Metropolitan Museum of Art 

Сошествие Святого Духа на учеников Иисуса Христа произошло в тот момент, когда «все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1). Традиционно считается, что речь идет о Сионской горнице, в которой, согласно Деян. 1:13, ученики пребывали после возвращения с Елеонской горы.

Однако в рассказе Книги Деяний о сошествии Святого Духа есть деталь, которая оставляет читателя в недоумении. Это событие произошло в тот момент, когда Иерусалим был заполнен паломниками из разных стран, а члены христианской общины были собраны в одном месте: 

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (Деян 2. 4–13).

Как же могло случиться так, что такое множество народа могло видеть и слышать апостолов, собранных на верхнем этаже единственного дома?

Предлагаем ответ на этот вопрос, данный в учебнике митрополита Илариона «Новый Завет. Деяния святых апостолов»:

«Где происходило описанное событие? Упоминание о «доме» заставляет думать не столько о храме Иерусалимском, сколько о частном доме — возможно, том, где находилась упоминавшаяся ранее горница. С другой стороны, каким образом значительное количество людей, пришедших из разных стран, могло оказаться свидетелями события, если апостолы находились не в храме или в непосредственной близости от него? Лука упоминает о трех тысячах человек, обращенных после речи Петра. Очевидно, свидетелей чуда было в несколько раз больше. Единственным местом в Иерусалиме, где могло собраться такое количество народа, была Храмовая гора, вмещавшая до 75 тысяч человек». 

Этот ответ подтверждается той терминологией, которая используется для Иерусалимского храма в Священном Писании. Так, в Третьей Книге Царств говорится о том, что Соломон построил два дома: «дом Господень» (bē YHWY) и «дом царский» (bē ham-meleḵ), то есть храм и дворец. (В синодальном переводе эта особенность остается незаметной, потому что первое словосочетание передано как «храм Господень».) Храмовая гора до сих пор называется на иврите har hab-bayiṯ, то есть «гора дома».