Когда христиане начали праздновать Покров?

Новгородская икона Покрова
Источник: WIkimedia Commons 

История появления праздника Покровá Пресвятой Богородицы (1 / 14 октября) полна загадок. Принято считать, что он установлен в память о явлении Пресвятой Богородицы святому Андрею Юродивому, которое произошло около 930 года. Однако время жизни святого точно не установлено: по сведениям его жития, он жил в 5-м веке, тогда как наиболее вероятным временем его жизни представляется вторая половина 9-го и первая половина 10-го века.

О явлении Богородицы святому Андрею повествует памятник под названием «Житие и деяния святого отца нашего Андрея, Юродивого Христа ради». Сохранилось более 110 греческих рукописей жития, древнейшая из которых относится ко второй половине 10-го века. Автор обозначает себя как «Никифор, милостью Вседержителя Бога находящийся в числе священников той великой церкви в Царице городов, которая названа Мудростью Божией»[1]. Иными словами, он был священником константинопольского храма Святой Софии.

Видение Пресвятой Богородицы, описанное в житии, произошло в константинопольским Влахернском храме, куда Андрей пришел в сопровождении своего ученика Епифания для участия во всенощном бдении: 

«Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и сын грома[2], держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: „Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?“ Он же ответил: „Да, отец мой духовный“.

И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик Свой. А после молитвы Она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда Она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на Своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его Своими пречистыми руками, — а был он велик и грозен — распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божию, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как Она удалилась, его больше не было видно, ибо Она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой[3].

Праздник Покровá был установлен в память об описанном видении, однако неизвестно, где, когда и кем. По одной версии, он был установлен в Константинополе при императоре Льве Шестом, то есть не позднее начала 10 века, и из Византии перешел на Русь, а в Византии со временем оказался забыт. По другой версии, праздник был установлен на Руси около 1164 года благоверным князем Андреем Боголюбским[4].

В чинопоследовании праздника, которое печатается в современных Минеях, говорится о Божией Матери как о покровительнице благоверных царей и всех христиан, защитнице от стихийных бедствий и от всякого зла, молитвеннице о христианах перед Богом, ходатаице о спасении всех верующих: 

Палата одушевленная Христова, верным же стена и покров и держава: Тобою град твой, Богомати, спасается: Твоею помощию правовернии царие венчаются: Тобою хвалящиися присно, победы на поганыя носят: покрываеши бо омофором милости Твоея[5].

Одушевленный дворец Христа, верующим же стена, покров и держава, Тобой город Твой спасается, о Богоматерь, Твоей помощью увенчиваются правоверные цари; всегда Тебя восхваляя, они одерживают победы над язычниками, ибо Ты покрываешь их омофором Своей милости.

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша[6].

Сегодня мы, благоверные люди, светло празднуем, осеняемые Твоим присутствием, Богоматерь, и, взирая на Твой пречистый образ, с умилением говорим: покрой нас драгоценным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши.

Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога[7].

Дева сегодня предстоит в церкви и с хорами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют, ибо за нас Богородица молит предвечного Бога.

Однако данные тексты — достаточно позднего происхождения. Первые богослужебные тексты праздника на славянском языке появились, вероятно, не ранее 14-го века, но чинопоследование продолжало дополняться вплоть до 19-го века. 

 

Итог

Суммируя сказанное о празднике Покрова, мы можем констатировать следующее:

1) Точное время события, легшего в основу праздника, неизвестно, однако есть веские основания считать, что оно произошло в 10-м веке;

2) Рассказ об этом событии был написан в 10-м веке;

3) было ли установлено празднование в память о нем в Византии, нам точно неизвестно, но уже в 12-м веке праздник появился на Руси;

4) славянские богослужебные тексты праздника были написаны в период с 14-го по 19-й века, а в Греции первые службы появились только в 19–20-м веках.

Таким образом, событие, точная дата которого неизвестна, но которое было описано в 10-м веке, на протяжении веков широко праздновалось на Руси, а в Греции оказалось фактически предано забвению. О нем вспомнили лишь в 19–20-м веках. 

Источник: Митрополит Волоколамский Иларион, «Тайна Богоматери».

[1] Никифор Пресвитер. Житие Андрея Юродивого 245 (PG 111, 888 C). Здесь и далее Житие цитируется по: Житие Андрея Юродивого. Вступительная статья, перевод и комментарий Е. В. Желтовой. СПб., 2001.

[2] Апостол Иоанн Богослов.

[3] Никифор Пресвитер. Житие Андрея Юродивого 203–204 (PG 111, 848 C–849 A). Рус. пер. С. 103–104.

[4] Подробнее об установлении праздника см. в: Лукашевич А. А. Покров Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Т. LVII. С. 55–57.

[5] Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Малая вечерня. Стихира самогласна.

[6] Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Малая вечерня. Тропарь.

[7] Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Кондак.

[8] Лукашевич А. А. Покров Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Т. LVII. С. 57.