В чем смысл сорокадневного поста Иисуса?

Джеймс Тиссо, «Искушения Иисуса в пустыне»
Источник: Бруклинский музей

Пост в пустыне

Рассказ Марка о сорокадневном пребывании Иисуса в пустыне самый краткий:

Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему (Мк. 1:12–13)

Из этого рассказа неясно, в чем состояло искушение, и не сказано, что Иисус в пустыне постился. Однако, сорокадневное пребывание в пустыне в любом случае подразумевает длительное отсутствие еды и воды. 

Образ пустыни здесь не случаен: он доминирует в первых 13 стихах Евангелия от Марка и придает им композиционную цельность. Этот образ играет существенную роль в Ветхом Завете, в особенности в книге Исход, а также в псалмах и у некоторых пророков. Указание на пустыню и сорокадневное воздержание от пищи не может не напомнить о Моисее, который на горе Синай, находящейся в пустыне, пробыл... сорок дней и сорок ночей, и хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34:28). Другой параллелью является рассказ о пророке Илии, которого в пустыне ангел кормил хлебом, после чего он сорок дней и сорок ночей шел до горы Хорив (3 Цар. 19:5–8). Смысл короткого рассказа евангелиста Марка становится яснее при сравнении с этими ветхозаветными образами. 

Итак, сорокадневный пост Иисуса вписывается в цепочку ветхозаветных образов, подводящих к пониманию смысла Его служения. 

 

Искушения Христа

Матфей и Лука довольно подробно говорят об искушениях Христа. Термин πειρασμός, употребляемый обоими евангелистами (Марк пользуется родственным причастием πειραζόμενος — «искушаемый»), встречается в Новом Завете двадцать один раз и в большинстве случаев указывает не только на «искушение», но и на «испытание», «проверку». Так, например, в Первом послании Петра говорится: Возлюбленные! огненного искушения (τῇ ἐν ὑμῖν πυρώσει), для испытания вам посылаемого (πρὸς πειρασμὸν ὑμῖν γινομένῃ), не чуждайтесь (1 Пет. 4:12). Уходя в пустыню на сорок дней, ведомый Святым Духом, Иисус как бы испытывает Свои силы, физические и духовные, перед выходом на проповедь. А диавол со своей стороны проверяет Его на прочность. Сорокадневный пост — это и подготовка к испытанию, и та ситуация, в которой каждое испытание обостряется. И тем более явной была троекратная победа Иисуса над диаволом. 

Одно из испытаний непосредственно было связано с темой голода:

И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4:2–3).

Что означает предложение превратить камни в хлебы и почему Иисус его отвергает? Прежде всего мы должны указать на то, что, хотя Иисус впоследствии совершит множество чудес, в некоторых случаях Он будет отказываться от чудотворения. В Назарете к Иисусу обращаются местные жители со словами: сделай и здесь, в Твоем отечестве, тó, чтó, мы слышали, было в Капернауме (Лк. 4:23). Но Он не только отказывает Своим соотечественникам: евангелист подчеркивает, что Он не мог совершить там никакого чуда (Мк. 6:5). Фарисеи будут неоднократно требовать от Него знамения. Но Он будет отвечать: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12:39; 16:4; Лк. 11:29). Когда Иисус будет пригвожден к кресту, к Нему будут с насмешкой обращаться: Если Ты Сын Божий, сойди с креста (Мф. 27:40). Но Он не сойдет с креста, не совершит чуда, которое могло бы заставить кого-то поверить в Него. Иисус последовательно отказывается от совершения чуда для доказательства Своего всемогущества или Своей Божественности, будь то по просьбе людей или по наущению диавола. 

Чудо всегда совершается Иисусом ради людей, а не ради Самого Себя. Искушение превратить камни в хлебы ради собственного насыщения и удовлетворения естественного чувства голода Иисус отвергает, тогда как в дальнейшем без всякой просьбы со стороны будет чудесным образом умножать небольшое количество хлебов ради насыщения тысяч людей. Произойдет это опять же в пустыне. 

Так сорокадневный пост в пустыне стал живым символом, говорящим через ветхозаветные образы о служении Иисуса Христа и раскрывающим значение совершенных им чудес. 

Подробнее: Митрополит Иларион. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга первая: Начало Евангелия. Глава 4, раздел 4.